В Советском союзе под Нижним Новгородом 2 мая 1930 года был заложен первый камень на строительстве кузнечного цеха нового гигантского автозавода, который позднее назовут Горьковским.
Решение о его возведении было принято Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ) СССР 31 мая 1929 года после подписания 9-летнего соглашения со знаменитой американской Ford Motor Company.
Оно предполагало оказание технической помощи и содействие в организации массового выпуска легковых автомобилей типа Ford-A и грузовиков Ford-AA. СССР со своей стороны обязался закупить у Ford сборочное оборудование и запчасти на $30 млн. Предполагалось, что это обеспечит работу предприятия в течение четырех лет, а затем его постепенно станет обеспечивать и заменять советская продукция.Для Советского Союза налаживание массового выпуска легковых автомобилей было жизненно необходимым. Тогда, в конце 20-х годов прошлого века, по дорогам огромной страны ездили всего 20 тыс. автомашин. А в США – 22 млн, в маленькой Англии – свыше – 1 млн и даже в поверженной Германии – не менее 300 тыс.
По планам, проектная мощность завода в Нижнем Новгороде должна было достигнуть 300 тыс. машин разного класса в ежегодно. Работы на стройплощадках автогиганта выполняли рабочие и инженеры треста «Металлострой».
Работа закипела сразу. Одновременно строились корпуса предприятия, жилые дома, склады, жилые дома, магазины, бани, столовые и пристань на Оке. При почти полном отсутствии строительной техники, котлованы до 8 м глубиной круглосуточно рыли землекопы. На стройку прибыли более 3 тыс. комсомольцев-добровольцев.
Отсутствие опыта приводило к тому, что поставленные сроки срывались, многое приходилось переделывать, стройматериалов не хватало, уровень текучки кадров был чрезвычайно высок.
И тем не менее, уже к осени 1931 года основные сооружения были готовы. И после завоза и установки импортного оборудования 1 января 1932 года в стране было объявлено, что Нижегородский (Горьковский) автозавод, после 18-месячного строительства введен в эксплуатацию.
Правда, первый грузовик НАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 т — сошел с его конвейера лишь 29 января, первую легковушку — ГАЗ-А там удалось собрать лишь 6 декабря.
В 1936-м на автозаводе началась производство сборка легендарной «эмки» или, как он официально назывался, модели ГАЗ-М1. Её практически полностью сконструировали советские инженеры под руководством главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта. Как и все советские машины того времени она отличалась неприхотливостью в обслуживании, а также к горючему и маслам.
Во время войны ГАЗ выпускал автомобили повышенной проходимости ГАЗ-64, легкие танки Т-60 и Т-70, самоходные орудия, минометы, снаряды для «Катюш» и т.д. Однако уже в июле 1945 года с конвейера автогиганта в Горьком сошла первая знаменитая гражданская легковушка «Победа» ГАЗ-М20.
Её выпускали до 1957 года в виде седанов и кабриолетов (всего 236 тыс. экземпляров). Затем были ЗИМы, «Волги» и «Чайки». Интересно, что на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году горьковские «Волга» ГАЗ-21 и «Чайка» ГАЗ–13, а также грузовик ГАЗ-52 получили Гран При.
Сейчас на базе автозавода в Нижнем Новгороде функционирует один из крупнейших автохолдингов страны – «Группа ГАЗ», а сам он занимает лидирующее место в России по выпуску коммерческих автомобилей, наиболее известным из которых является «Газель».
Свежие комментарии