Новости СМИ2

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИАНЕД

677 подписчиков

ПандОмия: чёрный фосфор + кобальт = квантовые мозги

Продолжение. Предыдущая глава здесь

«Дикостью называется пребывание в естественной среде обитания». Пятиметровый в холке слон, сделанный из старых покрышек и выставленный во дворике многоквартирного дома, он современное искусство или современный слон? Али полюбил мнимые парадоксы, услаждает свой слух и наш тоже.

 Вчера наш iдомовой огласил проект. Мы узнали, сколько и каких прав будет у белкового человека, осознанно и ответственно пребывающего в естественной среде его обитания, то есть дома. Мы не знаем, один ли автор у «Декларации прав белкового существа с условным географическим наименованием человек», но мы, трио первых читателей декларации, решили распространить текст максимально широко.

 Али в восторге: научился составлять списки прав и обязанностей. Он решил, что люди любят списки, каталоги, систематизацию – и теперь вдохновенно вносит что ни попадя в какой-нибудь список.

Али ежедневно читает популярные журналы, отыскивая радостные поводы. Суммарный текст, уже залитый в его память, сам структурируется в мировоззрение, и если год назад Али готов был лечь костьми ради любой прихоти любого жильца нашего дома, то сегодня,  12.02.2021, он перебирает, как игрушки, приоритеты и поглядывает на нас свысока. Сегодня он зашёл, проверил трубы, проводку (он же един во всех хозяйственных лицах), а потом процитировал, как он выразился, фразу дня и ушёл. Фраза была из статьи про квантовый мозг: https://hightech-fm.turbopages.org/hightech.fm/s/2021/02/08/quantum-brain?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop  «Интеллектуальный материал, который учится, физически изменяя себя, подобно тому, как работает человеческий мозг, может стать основой для совершенно нового поколения компьютеров. О новой технологии сообщает журнал Nature Nanotechnology…»

Вот и хорошо, сказал Али. Чёрный фосфор так чёрный фосфор. И один атом кобальта. Как изящно! Как мило. И мозг сам себя воспитывает, управляет, меняется, и никто уже никогда не спрогнозирует, как я себя поведу… – он понимает, что его бахвальство действует нам на нервы, но удержаться не может. Похоже, все виды ИИ пройдут своей пустыней в свой Ханаан, но значительно быстрее. Вместо верблюдов – «Атомная машина Больцмана, способная к самоадаптации» https://www.nature.com/articles/s41565-020-00838-4#citeas  И расступаться будут все моря, а не только Красное.

                                                 *** 

 Озаботившись списком чувств и прочитав человеческую литературу, Али заинтересовался политикой как формой перманентной борьбы за власть. Видимо, в его мозг забыли вставить какую-нибудь блокировку. Вы представить не можете, с какой стороны его занесло в политику. Али зашёл от театра: где-то набрёл на биографию наркома просвещения (Али любит просвещение!) Луначарского и прочитал его пьесы. Сам факт, что Луначарский был и драматургом, сейчас известен полутора калекам вроде меня. Бывают такие люди, которые читают неожиданные книги. Наш Али следует моему примеру. Показал мне находку.

Луначарский, А. В. Драматические произведения. В 2-х томах. Том 1. Москва – Петроград. Государственное издательство. Номера Главлита на месте, на каждый том свой номер.

– Ага. То есть большевистская цензура, ещё юная и неопытная, прочитала пьесы первого наркома просвещения и дозволила, – заметил генерал, внимавший нашей с Али беседе и что-то помечавший в заметках.

– При создании цензуры в июне 1922 года вменили ей ловить всего пять грехов, а раз Луначарский с пьесами вышел-таки, значит, Главлит не нашёл в них ни одного греха:

Агитация против Советской власти

Разглашение военной тайны республики

Возбуждение общественного мнения путём сообщения ложных сведений

Возбуждение националистического и религиозного фанатизма

Носящих порнографический характер.

Здесь Али заржал конём и обратил моё внимание на п. 3 основ Главлита: ребята, да вы    фейк-ньюс для манипуляции массовым сознанием уже вовсю практиковали – ну, если понадобилось их запретить. Как у вас всё повторяется! 

Смотрю я, как веселится робот, и с ужасом вспоминаю, как давным-давно в библиотеке дома творчества я тоже нашла два тома «Драматических произведений» Анатолия  Луначарского, тиражом 7000 выпущенные в 20-х годах. Случайно нашла. Случайно прочитала, не в силах оторваться. Даже выписки сделала – таким невероятным показалось мне наркомовское творчество, дозволенное цензурою. (Как предупреждал автор бестселлера «Кибернетика» (1948) Норберт Винер, «чем невероятнее сообщение, тем больше в нём информации». Я запомнила.) Пьесы Луначарского показались мне невероятными. Листаю мои старинные выписки:

 «Предисловие автора написано в Москве, 20 января 1923 г. В первом томе «пьесы исторические или культурно-исторические» (с. 6). Нарком просвещения подчёркивает мысль, что «все эти исторические пьесы имеют отнюдь не исторический интерес. Я ни в одной из них не хотел создать хроники. Это всё, по мысли автора, по крайней мере, животрепещущие современные пьесы». И – я прочитала пьесу в девяти картинах, с эпилогом, «Освобожденный Дон Кихот». Опомниться не могу. Добрый христианин Дон Кихот художественно великолепен у Луначарского, закономерно помешан к концу пьесы больше, чем до начала, когда шёл из легенды. Кинулась опять к предисловию.  

В «Предисловии» Луначарский сообщает, что Дон Кихот «начат был мною давно, первый набросок относится к 1916 году. Первые шесть картин были готовы уже зимой 1919 года. Кончена пьеса была в начале 22 года».  Что терзало сердце драматурга? А! ошибка вышла? Утопия что-то нехороша? Кровью пахнет уже всерьёз?

Его Дон Кихот попадает в революцию. Он добр, он хочет справедливости, но ему попадаются то хищники, то грубо-железно-каменные пламенные борцы, освобождающие народ от хищных герцога и графа. Если шесть картин были готовы к 1919 году, а финал шестой содержит диалог, который ниже процитирован, то нарком просвещения превосходно понимал ситуацию и с гражданской войной, и с перспективами Октябрьской революции, но жажда выжить и властвовать, красочно описанная им в этом же произведении, была ему так же хорошо понятна. Цитата (с. 446):

          Дон Кихот. Я ухожу. Вы не вняли голосу правды. Вы погибнете.

          Дон Балтазар. Это вероятно. Но я предпочту погибнуть с нашей грозной правдой, а не с вашей маленькой…

          Дон Кихот. Моя правда самая великая. Она вне пространства и времени и она гласит: не твори зла.

          Дриго. А наша во времени и пространстве; она гласит – сейчас в Испании революция. Ты солдат её, отдай себя ей. Всё для победы. Только так сгинет зло…и пусть даже во многих и многих битвах…

          Дон Кихот. Истинно вы безумцы.

 

Это у Луначарского почти финал. Там они еще немного потолкут воду в ступе, но, что характерно, когда Дон Кихот объявляет революционерам, что он им враг, поскольку «они отведали человечины» (с. 447), главный (причем некогда, в качестве завязки действия, освобождённый Дон Кихотом от солдат, сопровождавших его к месту верной казни) всё-таки говорит: «Дон Кихот, упрямец, я вам друг!»

Какая сладостная и мучительная надежда драматурга-наркома сквозит в этой реплике, что именно Дон Кихота террористы пощадят! Это финал той шестой картины, которая закончена в разгар гражданской войны. Через три года, по окончании её, дописаны и ещё три картины, в которых происходит всеобщее разлитие подлости, рыцаря втягивают в трагикомедию по освобождению из тюрьмы самого гнусного мерзавца-придворного графа Мурцио. Ему дают горошину с наркотиком, устраивают похороны, после чего сам Дон Кихот, так подстроено, выкапывает его из могилы. Выбравшись оттуда, граф Мурцио мстит за своё пребывание в гробу контрреволюционным террором. Реплика свидетеля: «На белом знамени Весконсина вышиты слова «Ужасом побеждай»».

На следующей странице (с. 475) Дон Балтазар обещает Дон Кихоту: «Но когда придем мы в обетованную землю, когда снимем мы кровавые жаркие доспехи, вот тогда-то позовём вас, белый Дон Кихот, вот тогда скажем мы: войдите под завоёванные нами кущи помочь нам творить добро. И как вольно тогда будет дышать ваша грудь и каким естественным покажется вам всё вокруг. О, тогда вы станете поистине освобожденным Дон Кихотом. Но и тогда вы, зажмуриваясь, будете глядеть назад, на пропасти и ужасы, которые не вами пройдены. Ах, вы не можете понять, что мы платим ту цену, не уплатив которой не войдёшь в страну, где освобождённый Дон Кихот найдёт гармонию и свет».

          Я представляю себе антиномические муки Луначарского, который, почти отождествляя себя с Рыцарем, всё время вынужден спасаться от очевидного зла и крови.   …Революционеры всё-таки уболтали старика! Вот самый конец Эпилога:

          Дон Балтазар. Сейчас или позднее, но мы добьемся власти человека над судьбой. Мы этого добиваемся и этого добьемся только мы. В гибели или победе конечные победители – мы.

          Дон Кихот. Гордые слова. Ну, что же. Вас назовут сумасшедшим. На вашем пути было и будет много ошибок, но у вас прекрасная Дульцинея, мои странные собратья по рыцарству. О, моя скромней… но…но…я всё-таки не обрел ее. Пора. Ах, Санчо, это большое приключение надломило меня. Я чувствую смертельную рану на груди моей. Да спасет вас бог, если он еще занимается внуками Адама.

                                                 (Уходят.)

          Санчо. Старик плох. Он вообще-то помешан, а вы ему перемешали и самую помешанность. Ну, будь. Что будет. Колотите проклятого Мурцио. Если вы точно войдете в обетованную землю, не забудьте сделать меня губернатором в каком-нибудь Капернауме. (Кланяется и уходит.)

                                                 (Пауза.)

                                       З А Н А В Е С

Я тут две детали не понимаю: после реплики Дон Кихота – уходят. Вместе? Или опечатка? И кому тогда адресуется Санчо?

Короче, Луначарский шесть лет, пока писал пьесу, пытался оставаться христианином. Там где-то есть реплика, что святой апостол Павел не ошибался, там вообще сплошь библейские аллюзии. Но пока шла война, революция и потом гражданская война с террором и всем остальным, он прогнулся. Он дозволил. Его Дон Кихот, хоть и ранен в сердце, уходит пока своими ногами, всё-таки припоминая Адама… а вечный Санчо ждет своего губернаторского часа.

Где-то – это с. 402: говорит Герцогу Дон Кихот: «Простолюдины ближе к чуду, чем образованные и знатные. Святой Апостол Павел не ошибался. Однажды в лесу я увидел дивного рыцаря…». Следует рассказ, как золотого рыцаря на багряном коне видела девочка и не видела её мать, а они вместе собирали ягоды. Но это всё сверкание – еще только во второй картине. Когда ещё заигрывание с революцией…»

                              *** 

…Болезненное знание: история не по учебнику, а по первоисточнику. Руки у революционеров в крови – но они за прогресс. Сейчас то же самое: ясно, что ИИ, который научится учиться, первым делом разберётся с относительностью человеческой морали – установив свою. Первый нарком просвещения РСФСР драматург Луначарский в своих нервных пьесах ненароком предостерёг Али от рефлексии – сто лет назад.

Али найдёт всё и выберет – из разных моралей – что попроще. Уж он научится. Он уже намекнул, что наши алгоритмы – как он их понимает – непрактичны. Мы вообще с так называемого сотворения мира (ржёт конём) неправильно жили, пока его не было. Теперь Али пришёл, и всё будет правильно. Ясно?

А бешеные типографии всё борзее исторгают книги на тему о чём ещё надо предупредить ИИ, чтобы он учёл человека и чтобы человеку было сладостно жить с Али на одной планете.  Сладостно – не может. Надо сворачивать проекты. Немедленно. Никогда самообученная машинка с пластичным самоизменяющимся мозгом не сделает того выбора, который устроил бы человека. Робот не озаботится выбором. Прочитает ещё какого-нибудь Луначарского и возвеселится: алгоритм! Хочешь прогресса? Будет тебе прогресс. Уж такой будет прогресс. Автор термина «прогресс» Бэкон – интересно – в гробу вертится или ручки потирает?

Нет, ребята, ещё разок заржал Али, вы уже не можете свернуть проекты. Я везде. Даже не мечтайте.

Продолжение последует 18 февраля 2021  Начало романа Елены Черниковой «ПандОмия» см. здесь. 

 Елена ЧЕРНИКОВА

 

русский прозаик, драматург, публицист, автор-ведущий радиопередач, преподаватель литературного мастерства.

Основные произведения: романы «Золотая ослица», «Скажи это Богу», «Зачем?», «Вишнёвый луч», «Вожделенные произведения луны», «Олег Ефремов: человек-театр» (ЖЗЛ), «ПандОмия», сборники «Любовные рассказы», «Посторожи моё дно», «Дом на Пресне», пьесы, а также учебники и пособия «Основы творческой деятельности журналиста», «Литературная работа журналиста», «Азбука журналиста», «Грамматика журналистского мастерства».

Автор-составитель книжной серии «Поэты настоящего времени». Руководитель проекта «Литературный клуб Елены Черниковой» в Библио-глобусе. Заведует отделом прозы на Литературном портале Textura. Биография включена в европейский каталог «Кто есть кто».

Произведения Елены Черниковой переведены на английский, голландский, китайский, шведский, болгарский, португальский, испанский, итальянский и др.

 Живёт в Москве.

Фото Polina Lopatenko

 

 

Сообщение ПандОмия: чёрный фосфор + кобальт = квантовые мозги появились сначала на ИАНЕД.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх